Купить квартиру в Омске - Основания для отсрочки по уплате госпошлины
Агентство по срочной покупке и продаже квартир +7(3812)  213-006
606-909
email: epl@list.ru
skype: monolit26
саморегулируемая организация Профессиональные риэлторы Омской области



25.12.18

Основания для отсрочки по уплате госпошлины

Основания для отсрочки по уплате госпошлины

25.12.2018 10:45

О том, как получить возможность предоставления органом кадастрового учета и государственной регистрации прав отсрочки по уплате государственной пошлины, рассказывает главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Омской области Екатерина Джурмий.

 

Актуальность вопроса предоставления органом кадастрового учета и государственной регистрации прав отсрочки по уплате государственной пошлины заинтересованным лицам вызвана, прежде всего, правовой неопределенностью в регулировании соответствующих правоотношений.

Статья 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении них юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Взимание государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Размер государственной пошлины установлен статьей 333.33 НК РФ.

Общий порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога установлены статьей 64 НК РФ, Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее – Порядок).

Указанными нормативными актами определены основания для предоставления отсрочки, круг лиц, которые могут претендовать на изменение срока уплаты налогов, перечень документов, необходимых для представления вместе с заявлением об отсрочке уплаты налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 НК РФ. Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 НК РФ. Положения статьи 333.41 предусматривают, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 НК РФ. Статья 64 НК РФ, в свою очередь, предусматривает, что предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога возможно только при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей. Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд; угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога; имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога; производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер; при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с  перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Перечень оснований предоставления отсрочки предусмотренных статьей 64 НК РФ, является исчерпывающим. Из изложенного следует, что в качестве обязательного условия предоставления отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу законодатель указал на наличие достаточных оснований полагать, что возможность уплаты данным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который отсрочка или рассрочка.

При этом отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены заинтересованному лицу, не имеющему признаков несостоятельности (банкротства), а также для предотвращения возникновения этих признаков в случае единовременной уплаты им налога. То есть законодателем не предусмотрена возможность предоставления отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу, имеющему признаки несостоятельности (банкротства).

К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ в решении от 25.02.2014 № АКПИ13-1297 «Об отказе в признании недействующим подпункта 3 пункта 5 Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2011 № 175».

Статьей 63 НК РФ обозначен круг лиц, уполномоченных принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Так, органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины, являются органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

Поскольку на территории Омской области органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра), НК РФ возложил именно на Управление Росреестра обязанность принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на территории Омской области.

В свою очередь, Положением об Управлении Росреестра по Омской области, утвержденным приказом Росреестра от 27.01.2016 № П/0027 в редакции от 23.01.2017, которым четко очерчен круг предоставленных полномочий, такие полномочия, как изменение сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав Управлению Росреестра по Омской области не предоставлены.

Законом о регистрации установлена специальная норма, регулирующая порядок действий регистрирующего органа в случае неуплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Статьей 25 Закона о регистрации установлено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Таким образом, Закон о регистрации предусматривает отсрочку оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав только на срок пять дней с момента представления заявления о государственной регистрации. Однако такую отсрочку вряд ли можно считать тем изменением сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, о котором говорит НК РФ.

Отсутствие в Положении об Управлении Росреестра по Омской области таких полномочий как изменение сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав порождает правовую неопределенность по вопросу наличия возможности изменения сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав как таковой.

Судебная практика разрешения изложенной в настоящей статье проблемы отсутствует, равно как и отсутствуют разъяснения уполномоченных органов о порядке применения положений статьи 63 НК РФ в части изменения сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

 

 

 

 

источник ОМСКРИЭЛТ.КОМ

Вернуться к новостям